Рынки инженерного и технологического оборудования в России: состояние и перспективы

Рынок инжиниринговых решений и услуг в России по состоянию на 2018 год находился на сравнительно ранней стадии становления и консолидации, в отличие от уровня, достигнутого развитыми странами Запада и Востока.

Сказанное справедливо и для отдельных сегментов рынка – например, для решений в области энерго- и электрообеспечения. Красноречивый факт: в России насчитывается порядка 5 тыс. организаций, осуществляющих производство и сборку низковольтных комплектных устройств.

При этом, инжиниринг – один из важнейших секторов, интенсивное развитие которого способно обеспечить трансформацию национальной экономики от сырьевой модели к модели перерабатывающей и производящей наукоемкую продукцию / услуги.

По оценке Минпромторга России, объем внутреннего рынка инжиниринга в стране должен был достигнуть к 2018 году 2,8 трлн руб. Относительно уровня 2013 года (1,5 трлн руб.) рынок должен был расти ежегодными темпами на уровне 13,3 % (CAGR). При этом, доля EPC(M)-контрактовАббревиатура “EPC(M)” принята для обозначения следующих условий инжиниринговых контрактов в международной практике: Engineering, Procurement and Construction (Management). в структуре внутреннего рынка должна была возрасти до 25-30 %.

Компания оценивает достигнутый объем рынка в 2018 году следующим образом
Наименование показателя Значение показателя, млрд руб. Комментарий
1. Инвестиции в основной капитал в России 17 595 Источник: Росстат
2. Объем рынка инженерных решений, 10 % от [1] 1 760 Оценка Компании:

объем рынка электро- и энергоснабжения

3. Объем рынка технологических решенийПорядок расчета: а) находим 23,2 % от [1] – долю от суммарного объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (2016), приходящуюся на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство (источник); б) вычитаем из [а] 150 млрд руб. инвестиций в угольную отрасль (источник); в) находим 20 % от [б]. 786 Оценка Компании:

объем рынка оборудования для нефтегазовой и нефтехимической промышленности

Итого [2 + 3] : 2 546

Структура рынка инжиниринга в России напрямую определяется высокой значимостью ключевых отраслей отечественной экономики. По данным Минпромторга РоссииМедяник Ю. В. Рынок инжиниринговых услуг в России: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 24. С. 4221–4234., до 70 % выручки в промышленном инжиниринге приходится на крупные инжиниринговые компании нефтегазового сектора, около 25 % ‒ на электроэнергетику.

Система государственного регулирования данного рынка в Российской Федерации также находится на этапе формирования. Дорожная карта, содержащая этапы и механизмы развития отечественной индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, была утвержденаРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 1300-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) в области инжиниринга и промышленного дизайна». сравнительно недавно – в 2013 году. Национальный стандарт ГОСТ Р 57306-2016 «Инжиниринг: терминология и основные понятия в области инжиниринга», предназначенный для формирования и развития сферы услуг в области инжиниринга, заключения договоров и разработки документов, был введен в действиеМедяник Ю. В. Рынок инжиниринговых услуг в России: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 24. С. 4221–4234. в России 1 сентября 2017 года.

Оценку объема внутреннего рынка инжиниринга и его динамики осложняет отсутствие в Российской Федерации адекватной официальной статистической информации. Повышению качества системы государственного статистического мониторинга и появлению у Росстата полезной для участников рынка информации в отношении рынка инжиниринга должно обеспечить выделение видов экономической деятельности, относящихся к инжинирингу и промышленному дизайну, в перечне ОКВЭД2, а также в ОКПД2.

Начиная с 2014 года значимый импульс для интенсивного развития внутреннего рынка технологического оборудования придали санкции западных стран против Российской Федерации. Ограничение доступа к передовым иностранным технологиям – прежде всего в нефтегазовой сфере – ярко обозначило необходимость восстановления суверенитета страны в технологическом плане. Отечественные проектные организации и местные производители оборудования впервые в новейшей истории Российской Федерации получили столь значимое «окно возможностей» – как в финансовом плане, так и с точки зрения ожидаемого затяжного характера санкционных ограничений в отношении нашей страны. Второй фактор означает для российских производителей технологического оборудования не просто возможность краткосрочных доходов, но возвращения к национальному производителю контроля над значимой долей на собственном рынке в долгосрочной перспективе, потенциальную возможность получения доходов и прибыли от личных разработок и в течение периода после достижения ими окупаемости.

Также приходится констатировать, что инжиниринговый рынок в Российской Федерации остается информационно закрытым. ПАО «Европейская Электротехника» по-прежнему является единственным примером публичной, информационно-прозрачной компании на инжиниринговом рынке страны.